1/0 Дней/Ночей | 2 Участники |
Собор Святого Вита… поражает.
Входишь внутрь, и дыхание замирает от величия изящных коллонад; от эха древних историй и песен, которыми пронизан сам воздух; от звонкой чистоты солнечных лучей, льющихся в поднебесье сводов.
Говорят, его строили шесть веков.
Ну, конечно же, не шесть. По крайней мере, не непрерывно:
- 75 лет в 14-15 вв,
- 20 лет в 15-16 вв,
- 37 лет в 16 в. и
- 56 лет в 19-20 вв.
Я предлагаю вам полюбоваться на несравненные виды Собора под аккомпанемент псевдоисторических баечек в исполнении вашей покорной слуги Готовы? Тогда поехали!
Собор Святого Вита чаще всего связывают с именем полулегендарного чешского князя по имени Вацлав. Началось всё с того, что князь получил в подарок от друга святыню — длань самого святого Вита. Причем дружаня у нас — ни много ни мало король Германии Генрих I по прозвищу «Птицелов», тоже весьма примечательный персонаж в своём роде. Получив такой диковинный подарок, Вацлав обрадовался и основал на месте нынешнего Собора храм-ротонду в 925 году, посвятив его святому Виту.
Расскажу вам небольшой занятный факт о трогательной дружбе короля с князем. Дело в том, что в те времена у Генриха Птицелова была одна досадная неприятность — венгры, которые облагали Германию данью и совершали на её земли регулярные набеги. Причем человеком Генрих был явно деятельным, поскольку мириться с набегами не пожелал, а составил бизнес-план
Во-первых, он замутил у себя в Саксонии тяжёлую конницу (для конца 10 века это был прямо инновационный шик!), и чтобы прокачать это сборище нубья, Птицелов, не мудрствуя лукаво, пошёл войной на соседей Т.к. разных племён вокруг проживало — не счесть столько, одно перечисление несколько абзацев википедии заняло, то развернуться ему было где.
На племенах Генрих не остановился: закорешившись с герцогом Баварии, он вторгся в Чехию и к 929 году дошёл до Праги, к другу Вацлаву, и что-то подсказывает мне, что не пивка бухнуть он явился :) Закончилось всё предсказуемо — вассалитетом Вацлава и данью, и войска благополучно от Праги отвалили.
К чести сказать, бизнес-план Генриха Птицелова сработал: венгров с их данью он послал, а когда они явились с очередным набегом, наткнулись на кучу подконтрольных Генриху славян вокруг Германии и — сюрприз! — на боеспособную армию. Видимо, венгров всё-таки не любили куда больше, чем Генриха с его активной внешней политикой :)
Но мы отвлеклись))
Итак, Собор Святого Вита версия 1.0 «От Вацлава» представлял собой храм-ротонду (такая круглая построечка с куполом).
В 11 веке Собор достроили до версии 1.5 — трёхнефной базилики.
И только в ноябре 1344 года небезызвестный Карл IV (немного о котором было в рассказе про Карлштейн) началось строительство того собора, о котором вы слышали и видите на фото. Ура!
Первым родителем собора был французский архитектор Маттиас. Человек он был сугубо рациональный, и собор видел тоже математически выверенным, в стиле французской готики (переходная базилика, аркбутаны, короткий трансепт) <-- чтоб пытливому читателю было, что погуглить.
Но к сожалению архитектор дожил только до строительства аркад и галереи.
Следующим эстафету перенял Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд. Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса, но потом вдохновился и начал вводить свои инновации: например, свод, который представлял собой двойные диагональные балки. (Вы видите их на фото. Он смотрятся потрясающе) СПАСИБО, ПЕТЕР
В то время как Маттиас по складу ума был математиком, и его конструкции были полны чистого расчёта, Петер Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж). Причем Петер параллельно работал над Карловым мостом (СПАСИБО, ПЕТЕР ), поэтому на всё его не хватило, и Собор заканчивали его сыновья Вензел и Ян, а у них, в свою очередь, эстафету перенял Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.
В 14 веке король Чехии опомнился и поручил достроить собор архитектору Бенедикту Рейту, но дело далеко не пошло: у ребят тупо иссякло финансирование.
Следующие строители решили, что одна готика — это как-то скучно, и привнесли в общий ансамбль элементы барокко. А в 1844 году архитектор Йозеф Краннер представил своё видение Собора и, руководя восстановительными работами, по-быстрому эти элементы барокко выпилил. (Строим, ломаем. Чуть не прослезилась, как родными рабочими буднями повеяло!)
После смерти Краннера архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию (наконец-то!!) Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле — судя по всему, это та самая сторона, которая видится во всех панорамных видах Праги. У него была, мягко говоря, нелёгкая задача: ему нужно было как-то объединить всё то, что накреативили целые поколения коллег по цеху до него, вписаться в индивидуальный стиль Петра Парлержа (помните его? Это вдохновенный изобретатель и второй архитектор Собора). И судя по отзывам архитекторов и нашим собственным глазам, у него отлично вышло! Йосефу удалось добиться единства сложной композиции.
После смерти Йосефа последним архитектором стал Камил Гильберт. В 1920 году дело уже совсем-совсем подошло к завершению: скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха (наверняка вы слышали о нём ;)), декорировали новые окна в северной части нефа.
(Предлагаю дринкинг-гейм для пламенных любителей Праги: выпей, когда упоминается Альфонс Муха)
(Кстати, у меня есть его здоровенная энциклопедия, и я прочитала тут на досуге его биографию… честно, ребят, художественные романы отдыхают!)
В общем, долго ли, коротко ли, но Собор достроили, ачивка «Я в ТОП-е долгостроев Европы» получена. Не прошло и го… кхм. Шесть веков не хотите ли?!
И как человек, побывавший там, видевший Собор собственными глазами, скажу: это было не зря. Насколько это невероятное зрелище — сложно описать словами. Возможно, я рискнула бы удариться в словоблудие и возвышенный словесный экстаз, но увы, поездка прошла больше трёх лет назад! Я помню лишь, что была дико потрясена, восхищена и околдована. И с тех пор исправно хожу по всем готическим соборам, к которым меня приносит судьба (за одним печальным исключением) — потому что они потрясающие совершенно, и Собор Святого Вита среди них — несравненная и яркая звезда.
Дабы немного прийти в себя от ошеломительных видов собора, предлагаю посетить еще пару примечательных мест в Пражском граде. Обычно они идут вместе чуть ли не по одному билету (каюсь — уже не помню), так что повторим удачный опыт.
А начать предлагаю с королевского дворца.
Ниже на фото — Владиславский зал, самое большое церемониальное помещение средневековой части Пражского града. Строил его Бенедикт Рейт в 14 веке (ага! вы чувствуете смутное узнавание? Этот персонаж тоже в своё время пытался приложить руку к Собору Святого Вита, но деньги кончились — видать, зал был монарху нужнее, чем Собор). И если вы скажете «да потолок-то похож на Вита!» — то будете совершенно правы. Райт аккуратно подхватил идею пересечения рёбер на потолке у Петра Парлержа, и вообще говоря, смотрится это здорово: эдакий элемент, объединяющий оба строения, королевский дворец и кафедральный Собор.
Из зала есть выход наружу и прекрасная панорама города, и примечательно, что в те времена это было новаторством: эдакое сочетание внешней и внутренней красоты.
По винтовой каменной лестнице можно попасть в Канцелярию земских книг. Видите яркие росписи на потолке и стенах? Это гербы чиновников, которые там работали вплоть до XVIII века.
Ещё очень красива Базилика Святого Георгия. Её яркий фасад выполнен в стиле барокко и датируется концом 17 века.
Базилика — старейшая сохранившаяся церковь в Пражском Граде, основана она на 5 лет раньше, чем наш любимый Собор Святого Вита (да, фасад ей достроили позже), и готова поспорить, сдана в эксплуатацию она была куда быстрее ;)
Сложно в это поверить, но завалы фото подходят к концу — и на этом пора заканчивать мой рассказ. Я и так была ужасно многословна, но что поделать — древности Пражского Града меня просто покорили, и даже глядя на эти плоские картинки на мониторе, я вспоминаю тень своего восторга. И трепещу от мысли, что когда-нибудь я попаду туда снова — по крайней мере, очень на это надеюсь *_____*
Хотите анонс? Пожалуй, отправимся за город. Да, за город будет в самый раз. Почему бы не посетить готический замок, овеянный пугающим ореолом — некогда он считался проклятым замком и гнездом разбойников… самый мой любимый замок, признаюсь честно. Знаете его? Нет? Так даже лучше — будет, чем удивить